Богатство разрушает общество?!
Попалось на глаза очередное псевдонаучное исследование, результаты которого якобы наглядно показывает, что богатые люди более аморальны, чем бедные. Провел его некий американский психолог Пол Пиф (Paul Piff) из университета Беркли. По итогам проведенных испытаний оказалось, что «они [авт. — богатые] склонны не считаться с интересами других людей, готовы обманывать и вводить в заблуждение при переговорах, не считают зазорным обманывать покупателей товаров и услуг, а также демонстрируют готовность брать взятки и нарушать закон».
Подобные выводы о взаимосвязи богатства и ведения аморального образа жизни лишь показывают поверхностность мышления психологов. Ценность подобных исследований заключаются в возможности прогнозировать, однако они не дают оснований считать одну переменную причиной изменения другой. Установить причину и следствие, равно как и убрать двусмысленность полученных результатов, можно задавшись вопросом, сохранится ли взаимосвязь богатства и аморальных поступков, если исключить воздействие других факторов, имеющих отношение к эксперименту.
Так, Адам Галинский из Северо-Западного университета (Иллинойс, США) достаточно справедливо считает, что ключевым различием в экспериментах Пола Пифа выступает не богатство, а его атрибуты: власть и могущество. Чувствуя свою безнаказанность и вседозволенность человек склонен вести себя соответственно.
Но давайте вернемся к истокам.
Протестантская «избранность»
Широкое антикатолическое движением XVI века в Европе принесло миру протестантизм. В протестантской религиозной философии «избранность» человека определялась профессиональным мастерством, а преуспевание в земных делах и достижение успеха понималось, как предначертанное Богом. Трудолюбие, наравне со строгим выполнением закона, бережливостью и приумножением материальных благ являлось максимальной нравственной ценностью. Свидетельством достойного выполнения религиозного долга было владение собственностью и стремление к богатству, которое становилось знаком «избранности».
Если человек состоялся в социальном плане — он соответствует установленному Богом призванию. Отсюда невероятный эгоизм протестанта: какой смысл заботиться о других людях, включая близких, если судьба заранее предопределена. А действуя законно и честно, можно любого лишить денег или нажитого имущества. И хотя протестантская идеология помогала создать первичный капитал, не давала человеку понимания главного — смысла жизни.
Экономический и технический прогресс, наряду с новыми веяниями постмодернизма, стали «могилой» для системы нравственных ценностей. Общество потребления начало отрицать необходимость самообразования, нравственного и духовного развития человека. А церкви, которые «до такой степени приспособились к постмодернистской культуре, что оказались не в состоянии различить те стороны постмодернизма, которые противоречат библейскому мировоззрению» [«Церковь III тысячелетия», «Христианство». №6, 2002], только способствуют оболваниванию людей и деградации их как личностей.
Озабоченность исключительно своим материальным положением порождает отчуждение. Как отмечал Эрих Фромм,
«Отчуждение — вот участь отдельного человека при капитализме. Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот — эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ. В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Современный человек своими руками создал целый мир доселе невиданных вещей. Чтобы управлять механизмом созданной им техники, он построил сложнейший социальный механизм. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его».
Прибыль превыше всего…
«Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» — богатство так и не стало священным символом «избранности» в российском православии, а успех в земных делах не гарантирует вечного спасения.
Подобные выводы о взаимосвязи богатства и ведения аморального образа жизни лишь показывают поверхностность мышления психологов. Ценность подобных исследований заключаются в возможности прогнозировать, однако они не дают оснований считать одну переменную причиной изменения другой. Установить причину и следствие, равно как и убрать двусмысленность полученных результатов, можно задавшись вопросом, сохранится ли взаимосвязь богатства и аморальных поступков, если исключить воздействие других факторов, имеющих отношение к эксперименту.
Так, Адам Галинский из Северо-Западного университета (Иллинойс, США) достаточно справедливо считает, что ключевым различием в экспериментах Пола Пифа выступает не богатство, а его атрибуты: власть и могущество. Чувствуя свою безнаказанность и вседозволенность человек склонен вести себя соответственно.
В Западной Европе класс предпринимателей был сформирован в основном приверженцами протестантской идеологии, то в же время в Российской империи движущей силой предпринимательства стали купцы-староверы.
История становления христианства на славянских землях достаточно сложная тема и займет не один том научных работ. Что важно понимать, под внешней греческой атрибутикой и обрядами ортодоксальной церкви, скрывается многовековой пласт славянской духовности, предки которых дал Веды индийцам и Авесту иранцам [Клёсов А. «Происхождение славян. ДНК-генеалогия против норманской теории», 2013].
Труд у славян всегда рассматривался, как духовно-нравственная категория. Он основа спасения души, если ориентирован на благо других. Поэтому благотворительность и меценатство — это в первую очередь долг богатого человека перед народом и страной.
Небольшой отрывок из фильма «Старик Хоттабыч»:
— Увы, ты, кажется, сошел с ума! — забеспокоился Хоттабыч, с тревогой поглядывая на своего юного собеседника. — Насколько я тебя понял, даже султаны для тебя недостаточно знатны. Кто же тогда, по-твоему, знатный человек? Назови мне хоть одно имя.
— Да взять хотя бы Чутких или Лунина, или Кожедуба, или Пашу Ангелину…
— Кто же этот твой Чутких? Султан?
— Подымай, брат, выше! Чутких — один из лучших в стране мастеров суконной промышленности!
— А Лунин?
— Лунин — лучший паровозный машинист!
— А Кожедуб?
— Один из самых-самых лучших летчиков!
— А чья жена Паша Ангелина, что ты ее считаешь знатнее шейхов и королей?
— Она сама по себе знатная, а не по мужу. Она знаменитая трактористка!
— Ну, знаешь ли, о драгоценный Волька, я слишком стар, чтобы позволять тебе так надо мной смеяться. Ты хочешь убедить меня, что простой суконщик или погонщик паровозов знатнее царя!
— Во-первых, Чутких не простой суконщик, а известный новатор всей текстильной промышленности, а Лунин — знаменитый
машинист. А во-вторых, даже самый обыкновенный трудящийся у нас пользуется большим почетом, чем самый заядлый царь.
Для русского человека богатство так и не стало чем-то самоценным, оно скорее выступало, как возможность независимой жизни.
Нравственные основания в человеческом обществе
Поразительно, но русские предприниматели еще в дореволюционные годы смогли найти гармонию религиозного и общечеловеческого назначения своего дела. Прежде всего, это выражалось в патриотической направленности их деятельности, развитии индустрии государства, работе на благо народа и процветание Отечества.
Поэтому для меня достаточно невежественными звучат высказывания академиков, по поводу присоединения к протестантским ценностям для «спасения экономики». Например, такие перлы:
«Не внушают оптимизма и плоды влияния православной духовности на традиции хозяйственно-трудовой деятельности русского народа, — пишет кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии Российской академии наук А. В. Черняев. — Если, например, протестантская этика способствовала формированию чувства долга и личной ответственности, ставших основой последующего экономического процветания протестантских стран Западной Европы, то Православная церковь неизменно насаждала принципы патернализма, препятствующие развитию личной инициативы, усердия и трудолюбия. И неудивительно, что православные страны — Болгария, Греция, Сербия, Румыния, несмотря на благоприятные географические условия, на протяжении веков остаются самыми отсталыми во всей Европе».
Не буду комментировать некомпетентность господина Черняева в вопросах геополитики, но стоит отдать ему должное в вопросе состояния современного православия.
Со времен революции 1917 церковь задевает только показную сторону жизни. А после распада СССР, похоже, религия стала довольно прибыльным способом заработка денег. Бизнесмены же вообще не оказывают воздействия на духовно-нравственную атмосферу деловой жизни, поскольку сами воспринимают благотворительность, как попытку «откупиться» от угрызений совести.
Испытание материальным достатком в наши дни, к сожалению, оказалось слишком сложным по своим последствиям.
Возвращаясь к исследованиям Пола Пифа замечу, что богатство служит лишь усилителем «внутренней чистоты» человека. Мразь останется мразью, независимо от суммы денег на банковском счете.
P.S. Закончу словами кандидат психологических наук, Татьяны Чесноковой: «Культуру бедности можно охарактеризовать как социальную депрессию. У определенных групп людей складывает представление, что они не в силах справиться с этим сложным миром, что-то изменить. Развивается социальная апатия, безразличие к собственным возможностям. Проблема подхода к бедности как к культуре или субкультуре заключается в том, что люди ее воспроизводят. Так, дети воспитываются малоимущими родителями в рамках установок, предполагающих, что они тоже будут жить в бедности».